Rambler's Top100
Polina Svirudova (Tomsk)- Jazz/World music


Глеб Андреев, Журнал "ПЕРСОНА" (г.Томск), №8, 2007 г. - "Томск - джазовый город"

Дуэт из Томска - вокалистка Полина Свиридова и клавишник Георгий Фефелов - вернулись с международного джазового фестиваля и конкурса молодых исполнителей "До-Дж", проходившего в Донецке. В оргкомитет поступили заявки от двухсот коллективов из России и стран ближнего зарубежья. Полина и Георгий не только вошли в число пятнадцати лучших и приняли участие в конкурсной программе. Они завоевали второе место.

Фестиваль "До-Дж" (в этой аббревиатуре содержится намек на престижный автомобиль, но расшифровывается она очень просто Донецк-Джаз) проходит уже седьмой год. Этот город по меньшей мере тридцать лет является для джазменов настоящей Меккой. Здесь открылись джазовый колледж и джазовая академия (такой нет даже в Москве!). Первый джазовый фестиваль состоялся в этом городе еще в 1969 году. На пике популярности фестиваль неожиданно исчез на 15 лет. Но "сдвинутые" на свинге, бибопе и джаз-роке музыканты во главе с Александром Серовым возродили традицию. Состав жюри пестрит известными любому ценителю джаза именами - Анатолий Кролл, Владимир Фейертаг, Вячеслав Воеводин, Сергей Горовой. Так что для томичей второе место в Донецке - это подлинный триумф и признание.

Георгия и Полину я впервые услышал в Томске, на маленькой клубной сцене. В программе - баллады, джазовые стандарты и этнический джаз. До концерта успел побеседовать с музыкантами. Они оказались очень простыми в общении людьми, без налета снобизма, который характерен для иных мэтров. Полагал, что выступление не выйдет за рамки "художественной самодеятельности". Но когда действо началось, показалось, что я не в Сибири, а где-нибудь в Новом Орлеане: нездешний, чувственный вокал, в котором можно утонуть, раствориться, и виртуозно исполненная музыка, не "забивающая" голос, а только оттеняющая его.

П

осле концерта спросил музыкантов: "Томск - джазовый город?" - и они без колебаний ответили: "Да!!!"

Потомственный музыкант Георгий Фефелов переиграл, кажется, всё, что только возможно исполнить на клавишных. Но сердце навсегда отдал джазу. "Он - музыкант мирового уровня. Так считаю не только я", - отзывается о своем акком-паниаторе Полина Свиридова.

Георгий, подобно многим джазменам, человек не слишком разговорчивый. Как-то после выступления к нему подошла журналистка и задала витиеватый вопрос. Кла-вишник долго молчал, размышлял, наконец, предложил: "Давайте я лучше сыграю!"

Полина Свиридова заболела джазом лет в двенадцать. >- Ее отличает не только хорошая подача материала и высокие профессиональные качества. В Полине есть искра божья. В Томске не так много вокалисток, которые дотягивают до ее уровня, - считает Георгий Фефелов.

Свиридова уже успела "засветиться" в нашем городе: занималась в эстрадно-джазовой студии "Синкопа", пела с оркестром ТГУ-62. Участвовала в одном концерте с самим Давидом Голощёкиным - руководителем Петербургской государственной филармонии джазовой музыки. Выходила на сцену вместе со знаменитой негритянской певицей Денизой Перье.

Спрашиваю у Полины: откуда у хлопца испанская грусть? В смысле, как получилось, что простая сибирская девушка поет, словно черная вокалистка?

- У меня в голосе ничего особенного нет - нормальный русский тембр, - не соглашается Полина. - Сколько европейские вокалистки не пытаются петь негритянскими тембрами, у них ничего не получается. Это должно быть в крови. Когда я выступала с Денизой Перье, мы рядом смотрелись очень странно: она такая большая, уравновешенная, а я маленькая и очень эмоциональная. Перье спокойно пропевала тему. Я изгалялась как могла. Потом друзья сказали: "А ты мощнее слышалась, ..". Ничего подобного! Перье почти не импровизирует, не пользуется специальными техниками.

Просто выходит с широкой улыбкой на лице и поет низким грудным голосом. Технику, конечно, можно наработать. Но у белого человека нет этого негритянского ощущения спокойствия или, наоборот, драйва. В этом смысле их невозможно перепеть.

Полина Свиридова рассказывает, что научить петь или играть джаз нельзя. Нет какой-то особенной джазовой манеры звукоизвлечения. Джаз - это безумноимпрови-зационное ощущение мира. Учатся у играющих, концертирующих исполнителей: проникаются их чувством музыки.

- Знаешь, как воспитывают японских скрипачей? - спрашивает вокалистка. - В трехлетнем возрасте им, не объясняя, как нужно играть на скрипке, дают послушать разные записи и потом говорят: "Попробуй, повтори!"

Примерно так азы джазового вокала постигала Свиридова: снова и снова слушала любимых исполнителей - Эллу Фицджеральд, Билли Холидей, Джейн Манхайт. Признается, что некоторые особенности их вокала буквально въелись в подсознание. Четыре года назад Свиридова ездила в Питер. Тогда музыканты, знающие толк в джазе, послушали ее и скептически заметили: "Извини, но певиц, которые не плохо подражают Элле, много..." На фестивале в Донецке отзывы были другими: "Молодец! У тебя появилась собственная манера!"

Полине не нравится, что вокалистов в джазе иногда и за музыкантов не считают: приглашают вроде как "на подпевки". К голосу она относится как к полноправному инструменту. На суд жюри "До-Джа" вместе с Фефеловым представила два номера. "Не шепчи" Бенни Голсона и композицию собственного сочинения "Белые спирали луны". Последнюю пела"скэтом" (так на джазовом сленге называется слоговое пение, подражание музыкальному инструменту). Говоря проще, в тексте "спиралей луны" нет смысловой нагрузки. Публика слушает не что поет вокалистка, а как она поет.

До фестиваля Свиридова и Фефелов от случая к случаю выступали вместе. Теперь планируют сотрудничать постоянно, записывают первый компакт-диск, в который войдут джазовые стандарты и сочиненное Полиной. Скорее всего, будут на "пластинке" и композиции, исполненные на донецком фестивале.

© Полина "Даэвен" Свиридова & Евгений "Нокто" Курочкин 2006 г.

Используются технологии uCoz