Rambler's Top100
Polina Svirudova (Tomsk)- Jazz/World music


Мария Симонова, газета "Красное знамя" (Томск) июнь 2006 г.: "Она поет джаз"

Ее уже сравнивают с Эллой Фитцджеральд, Билли Холидей и Нино Катамадзе... На международном джазовом фестивале в Донецке «До#Дж» 18-летняя томская вокалистка Полина Свиридова получила и признание жюри, и восторженные отзывы в прессе. У Полины слабое зрение, но совершенно потрясающий голос. Услышишь один раз на каком-нибудь сборном концерте песню в ее исполнении – и сразу запомнишь как никого другого...

Петь Полина начала с детства. Родители заметили, что у девочки хороший слух и в шесть лет отвели ее в музыкальную школу. А потом Полина узнала, что неподалеку от дома появилась новая вокальная студия. Так девушка оказалась в «Синкопе».

–Оказалось, что студия джазовая, - вспоминает Полина. – К джазу я тогда никак не относилась, хотя была знакома с этими гармониями – дома слушали хорошую музыку. Но мы в «Синкопе», конечно, не сразу начали импровизировать. Сначала разучивали песни из мюзиклов. Потом потихоньку познакомились, с музыкантами, нас начали учить импровизации, а потом мы стали петь эстраду... Сейчас я «Синкопу» уже много лет не слышала. Они в основном работают не с музыкантами, а под фонограмму. Я люблю, когда «живой» звук.

На концертах «Синкопы» Полину заметил художественный руководитель джаз-оркестра ТГУ-62 А. Ратнер. В совсем юном возрасте – в 12 лет - Полина стала солисткой оркестра. Она выступала с такими мэтрами джаза, как Владимир Толкачев, Георгий Гаранян, Анатолий Кролл. В декабре 2001 года Томск посетили питерский пианист и продюсер Андрей Кондаков и калифорнийская певица Дэниз Перье. На концертах в томской Драме Полина блестяще спела в дуэте с Дэниз и получила овации зрителей, восторженные отзывы прессы и признание в джазовых кругах.

Главное событие последних месяцев для Полины – безусловно, поездка на фестиваль в Донецк. В этом городе очень любят джаз, посвященные жанру фестивали проводятся в Донецке с 60-х годов. «До#Дж» (сокращение от донецкого джаза, разделенное музыкальным знаком диеза) проводился в шестой раз. В Донецке встречаются и признанные «звезды», и молодежь: второй день фестиваля традиционно посвящен конкурсу молодых джазовых исполнителей "До#Дж-Юниор". Конкурс - это визитная карточка, гордость «До#Джа», считается, что на постсоветском пространстве подобных по значимости фестивалей просто нет. Записи участников из разных стран прослушивают в Москве, Киеве и Донецке. Из 200 заявок отбирают 18 лучших. Полина Свиридова признается, что попала на конкурс совершенно случайно. Узнала от друзей из томской студии джазового вокала "Рэгтайм", что они делают запись-заявку для фестиваля. Нашла информацию о «До#дже» в интернете, узнала, что конкурс очень серьезный, жюри возглавляет профессор Российской музыкальной академии им. Гнесиных Игорь Бриль, по учебникам которого она училась. Заинтересовалась фестивалем и решила отправить свою запись.

- Я хотела, чтобы мне на нее прислали рецензию, о поездке в Донецк даже мысли не возникало, - рассказывает Полина. - Записалась с первого раза на студии, отправила диск… Вдруг звонок- зовут на фестиваль. Все очень неожиданно было. Собиралась быстро, искала деньги, шила платье… «Рэгтайм» тоже попал на конкурс, многие удивлялись - всего 18 участников отобрали, и двое из Томска. По ощущениям, фестиваль – это было просто что-то нереальное. И на концертах в Донецке была совсем другая атмосфера. У нас в Томске на джаз приходят степенные люди во фраках. На фестивале в основном была молодежь, все заводные, потом ходят, что-то напевают… Аппаратура в Донецке была потрясающая, я теперь другую не могу без смеха воспринимать. Там было трое звукооператоров, мониторы…Это было счастье, выступать в таких условиях.

На «До#Дже» Полина исполнила "How Insensitive" Антонио Карлоса Жобима и "Too Darn Hot" Коула Портера. И выиграла один из немногочисленных призов фестиваля– «Путевку в джаз». Это приглашение на следующий на следующий конкурс, отбор проходить Свиридовой уже не придется.

- В этом году я ездила в Донецк посмотреть джазовую жизнь, познакомиться, пообщаться с людьми, а на следующий год уже буду готовиться к выступлению – есть достаточно времени, - считает Полина. – А сейчас, можно сказать, был экспромт. Но мне понравилось.

***

В репертуаре Полины не только джаз. Она любит боссановы– композиции в духе латины а еще сама сочиняет песни. В балладах Полины немало этнических мотивов.

-Этнику очень люблю, ее гармонии и ритмы самые настоящие, чистые, ненадуманные, а близкие к природе, - уверена Полина. - Джаз, откровенно говоря, появился из этники. Подобные вещи поют в нефорсированной манере.

Есть у молодой вокалистки и свой творческий идеал. Это новосибирский музыкант Роман Столяр.

- Он джазовый музыкант, преподает джазовую импровизацию в консерватории, пишет музыку для вокалистов, для инструментов, для ансамблей…- увлеченно рассказывает Полина. – У него есть произведения на стихи Блэйка и Хармса. Он может из чего угодно сделать музыку, на одном из концертов ему поставили баночку с водой, и он на ней так сыграл…Причем все это не эпатаж, а от чистого сердца. Он выступает и в дорогих клубах, и на простых молодежных фестивалях. Мы с ним не друзья, но знакомы, переписываемся.

***

Сейчас Полина Свиридова – студентка Томского колледжа культуры и искусств по классу Эстрадного вокала. Прежде она начинала учиться в музучилище. Но потом поняла, что учеба отвлекает от любимой музыки.

- Систематические знания – это, конечно, прекрасно, - думает Полина. –Но после полгода учебы в музучилище я однажды подняла глаза от книг и с ужасом заметила: как же так, я что, полгода не писала песен?! Можно, конечно, жить будущим – вот я выучусь, и жизнь начнется…Но мне не хочется ничего откладывать на потом.

Совмещать учебу в колледже с любимым делом пока удается. Недавно Полина вместе с Ерланом Бекеновым задумали проводить по четвергам в арт-кафе «Ку-кушка» сейшны – встречи молодых музыкантов, где все бы имели возможность познакомится и вдоволь поимпровизировать.

Летом Полина надеется побывать на нескольких фестивалях – например, на Джаз-Коктебеле и на «Устуу-Хуурээ» в Тыве - последний проводится прямо на природе. Конечно, регулярно проходят у Полины и сольные концерты. Пока Полине особенно запомнился концерт «Тайны эльфийского леса». Она сторонница необычных выступлений:

-Не люблю, когда между песнями идет конферанс, мол, эту вещь я написал тогда-то…- признается Полина. – Такие комментарии вне образа, они мешают погрузиться в атмосферу концерта. В проектах «Сказка на острие меча»(диск с записью этой программы занял первое место на фестивале этнической музыки в Казани) и «Тайны эльфийского леса» мы сделали своеобразные спектакль со стихами, песни объединили по пяти стихиям и пяти чувствам. Я играла на гитаре, моя подруга - на домре. Делали декорации, хотели создать ощущение нереальности, волшебной сказки. Придумали все за два дня и две ночи… Навеяны такие концерты были творчеством Толкиена (я участвую в ролевых играх, увлечение этникой – тоже оттуда). Нас интересовал красивый поэтический язык, образы Эльфов. И очень привлекала мысль, что творчество - это вершина всего.

© Полина "Даэвен" Свиридова & Евгений "Нокто" Курочкин 2006 г.

Используются технологии uCoz