Полный джаз #45:Оркестр ТГУ-62: сорокалетие В Томске прошли торжества в связи с 40-летием оркестра ТГУ-62. Трудно вспомнить другого такого рода творческого долгожителя на просторах Зауралья. За эти годы в Томске возникало немало коллективов эстрадно-джазового направления, довольно крепких и популярных. Но все они по разным причинам канули в лету. А этот оркестр продолжает жить насыщенной творческой жизнью. 60-е годы, давшие название целому поколению - как много надежд было связано с ними! Одно из запретных слов - "джаз" - снова появилось тогда на страницах печати и на афишах культурных мероприятий по всему Союзу. Пришло время рождения бесчисленных джазовых клубов, музыкальных коллективов, исповедующих джазовую музыку, и, как следствие, проведения джазовых фестивалей на всесоюзном и региональных уровнях. Разумеется, и наш город, с его неуемной потенцией студенчества, не могла обойти эта волна, на какое-то время смывшая идеологические преграды для возвращения ощутимой части мировой музыкальной культуры в нашу жизнь. Наряду с другими эстрадными коллективами, возникавшими в то время в городе, группа студентов и преподавателей Томского государственного университета, умевших извлекать какие-то звуки из музыкальных инструментов, объединилась в 1962 году вокруг известного капельмейстера Захара Нейзлера. Так родился оркестр с простым и понятным названием ТГУ-62. Павел Олексов, Владимир Захаров, Виктор Аракчеев, Анатолий Шаломов, Владимир Гончаров, Вадим Молодых, Людмила Смирнова, Валентин Русаков и еще много других - вот имена, оставившие заметный след на творческом пути этого замечательного коллектива. С первых лет своего существования оркестр не только приобрел популярность среди студенчества, но и стал любим всеми почитателями эстрадной и джазовой музыки нашей области, а потом и в других краях. Разумеется, состав коллектива за эти годы менялся, но творческий потенциал, сложившиеся традиции оставались, принимались и развивались новыми музыкантами оркестра. Отсутствие исполнительского опыта они восполняли самозабвенной любовью к музыке. Начинающие музыканты общались с более опытными, познавали джаз на практике. Они были готовы играть джаз круглые сутки. Безусловно, у многих дальнейший жизненный путь не стал профессионально музыкальным, но все, кто связывал свою судьбу с оркестром (хотя бы на короткое время), остался навсегда преданным этой самой демократичной музыке, помнил о своих единомышленниках и друзьях. А некоторые, работая в других сферах деятельности, не порывают свою связь с джазовой жизнью города и поныне, в меру своих сил и возможностей поддерживают ее, как, например, бывший саксофонист оркестра, а ныне известный бизнесмен Михаил Иштуганов. Новый поворот на творческом пути оркестра обозначился, когда в 1966 году во главе биг-бэнда встал Аркадий Ратнер. С этого времени главное внимание в деятельности коллектива направлено на создание концертных программ, представлявших собой тематическое целое, отмеченное особым колоритом. Каждая из этих программ отражала определенный этап в творческой биографии ТГУ-62. Выпускник университета, сотрудник Сибирского физико-технического института Аркадий Ратнер в то время стал учиться писать аранжировки для оркестра, вместе со своими единомышленниками создавал нотную библиотеку, инструментарий, бесконечно репетировал с музыкантами. Конечно, в те времена деятельность оркестра оценивалась в рамках "воспитания нового человека - строителя коммунистического общества". Но уже и тогда в репертуаре бэнда наряду с произведениями советских композиторов появились шедевры мировой джазовой классики Дюка Эллингтона, Каунта Бэйси и других, что допускалось под флагом "лучших образцов зарубежной музыки". В 1967 году состоялись первые гастроли за пределами области (и даже страны). В 1972 году биг-бэнд заслуженно получил почетное звание "Народный коллектив России". В 70-80-е годы творческая жизнь оркестра была наполнена участием в многочисленных конкурсах, студенческих и джазовых фестивалях, успешными гастролями "от Москвы до самых до окраин". Разве забудутся поездки в Москву, Саратов, Горький, к морякам Тихоокеанского флота - или в Венгрию, Монголию? В 90-х годах Ратнер, всегда болезненно воспринимавший малейшие промахи оркестра, поставил задачу поднять исполнительский уровень оркестра. Состав оркестра пополнился профессиональными музыкантами (музыкальный руководитель оркестра, заслуженный артист России Виктор Королев, заслуженный артист России кларнетист Алексей Дружинин, трубачи Валерий Лобанов, Николай Кравченко и Виктор Ермаков, тромбонисты Алексей Красушкин и Егор Быков, барабанщики Владимир Попов и Дмитрий Светлов), в результате чего звучание оркестра приобрело совершенно новое качество. А недавние мастер-классы с такими известными российскими музыкантами, как Георгий Гаранян и Владимир Толкачев, позволили оркестрантам приобрести чувство уверенности в исполнении даже весьма сложных пьес и аранжировок. В 2000-2002 годах оркестр записал два успешных компакт-диска "Лирический, политехнический" и "Все, что было", которые теперь уже трудно встретить на прилавках музыкальных магазинов города. Именно ТГУ-62 вывел на большую сцену известный теперь в области детский джазовый вокальный коллектив "Синкопа"(сейчас почему-то сменивший свое название на "Рэгтайм") и поддерживает с юными талантами постоянную связь. Оркестр и его руководитель легки на подъем и готовы участвовать в любых мероприятиях и торжествах, проходящих хоть на нефтегазовом севере, хоть в лесных поселках области. 29 ноября оркестр пригласил своих преданных поклонников в зал Центра культуры государственного университета на свой юбилейный праздник. Разумеется, зал был полон. Среди зрителей - все возрастные поколения и "слои" общества, от убеленных сединами профессоров университета до первокурсников, от чиновников областного и городского масштаба до просто друзей этого коллектива. Как всегда мягко, но строго управлял бэндом его бессменный руководитель Аркадий Ратнер, ныне возглавляющий городскую культуру. Какой же юбилей без именитых гостей! В юбилейном концерте приняли участие музыканты, известные по прошлым томским гастролям - мэтр российского джазового рояля, композитор, народный артист России Анатолий Кролл и саксофонист, заслуженный артист России Владимир Толкачев (Новосибирск). Анатолий Кролл приехал вместе со своим юным проектом - группой "Мы из джаза" (Антон Румянцев - саксофон, Петр Ившин - ударные, Григорий Зайцев - контрабас). "Племя младое, незнакомое" для томских любителей джаза. Тем интереснее для многих было послушать этот комбо на юбилейном вечере. Хотя днем раньше в этом же зале состоялся превосходный концерт молодых музыкантов и их наставника. Жаль, что из-за неудачной рекламной стратегии слушателей было не больше трети зала. Но это не смутило гостей, и молодые музыканты в полную силу показали, чего они уже достигли в руках такого маститого джазмена. Очень хорош Антон Румянцев. Со временем он, конечно, выработает свой стиль, а пока мне показалось, что он много слушает Стэна Гетца. Это тоже неплохо. Программа же юбилейного вечера включала исключительно проверенные временем номера классики джаза. Джером Керн, Сэмми Нестико, Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси, Спенсер Уильямс, Джо Гарланд ... Оркестр первым номером символично поставил "Yesterdays" Джерома Керна. Дирижировал Владимир Толкачев. Вообще на протяжении всего концерта впереди бэнда попеременно вставали то Аркадий Ратнер, то гости: Толкачев или Кролл. Последние еще и играли на своих любимых инструментах вместе с оркестром. Очень необычное вступление к "Satin Doll" сделали дуэтом наши гости, а затем уже оркестр подхватил пьесу в стандартной манере. Среди томских музыкантов в составе оркестра было трое новосибирцев (трубач и двое саксофонистов), которые приехали поучаствовать в этом празднике жизни и не оказались чужими. Именно все сольные партии альта, тенора и трубы руководством оркестра были отданы им. Лично у меня такая постановка дела вызвала легкую обиду за томичей, хотя я в полном восторге от альт-саксофониста Коли Панченко из Новосибирска, в том числе и по прошлым его выступлениям у нас. Как всегда очень грамотно спела наша местная "звездочка" Полина Свиридова, о которой я уже писал в прошлых репортажах. Гром аплодисментов раздался после исполнения ею "Basin Street Blues" (конечно, не обошлось без влияния Эллы Фицджералд). В совершенно новой ипостаси предстала наша известная (и не только в Томске) исполнительница авторских песен Ирина Абушаева, с большим юмором и чувством исполнив хит все той же великой Эллы "A-Tisket, A-Tasket". Очень даже будет интересно, если она продолжит свою карьеру и как джазовая вокалистка. Анатолий Кролл со своими ребятами решил выступить в концерте только со своей давней пьесой "Испанская сюита". И зал очень тепло приветствовал молодых музыкантов. Все закончилось продолжительным джемом "на мотив C Jam Blues". Конечно, были традиционные речи, безудержные комплементы в адрес музыкантов и руководства оркестра, награждения от центральных, областных и городских властей, живые цветы, несмотря на жестокий мороз за окнами. В общем, праздник удался. Только легкая грусть от того, что тусовки местных неплохих музыкантов в основном проходят в родных "пенатах," и в силу понятных условий им сейчас сложно вырваться на другие территории, чтобы показать свое искусство. Лично мне хотелось бы попасть и на 50-летний юбилей бэнда ТГУ-62, который, несомненно, будет. Валерий Рыбаков,
Томск
|
||
© Полина "Даэвен" Свиридова & Евгений "Нокто" Курочкин 2006 г. |