Полный джаз #11:Томск: маленькие, но приятные сенсации Прошел год, и в нашем городе вновь - маэстро Владимир Толкачев (Новосибирск). И вновь один, без своего знаменитого бэнда. Но проект, который он осуществил совместно с Аркадием Ратнером, руководителем томского оркестра ТГУ-62 ("по совместительству", в свободное от репетиций время, Аркадий Моисеевич еще руководит городской культурой), стал очередной вехой в джазовой жизни нашего города. Концерт состоялся в большом концертном зале накануне выборов Президента страны, 25 марта. Обычно ждешь каких-то новых открытий и наибольшего наслаждения во втором отделении концерта. Потому что, как правило, устроители составляют программу вечера по этой модели: все "изюминки" - после перерыва. Но случилось совсем иначе. Наиболее яркое впечатление осталось именно от первой, более продолжительной части концерта. Вначале все было стандартно: оркестранты ТГУ-62 заняли свои места. Состав его - тоже стандартный: четыре трубы, четыре тромбона, пять саксофонов и ритм-группа с бас-гитарой. Но сразу - первый сюрприз: в ряду саксофонов замечен Владимир Панфилов (Кемерово). Оркестр по взмаху руки своего бессменного руководителя исполнил короткую вступительную пьеску, затем довольно неплохо отыграл "Killer Joe" Бенни Голсона (соло Панфилова) и "The Cat" Лало Шифрина. Сказались недельные репетиции при участии маэстро, знающего толк в постановке "голоса" биг-бэнду. Затем публике был представлен Владимир Толкачев (маленькие подробности о нем я сообщал на jazz.ru в прошлом году), который до конца вечера больше не покидал сцену, заменив Ратнера. С альт-саксофоном новосибирца и сильно "усеченным" составом оркестра (кларнет, тромбон и ритм) прозвучала очень мелодичная "Любовь в Давосе". В оригинальной трактовке нашего скрипача Виктора Королева и того же альт-саксофона слушатели почувствовали "Одиночество" Дюка Эллингтона. Виктор вел основную мелодию, а Владимир нанизывал на нее бисер импровизации. И вот - первая сенсация! Спеть знаменитую "All Of Me" Маркса (Джералда) и Симонса "поручили" Роману Ланкину. Ланкин известен в городе как исполнитель авторской песни, но решил попробовать себя в джазе. Его голос, безусловно, хорош, но, кажется, высоковат и прозрачен для специфики джазового вокала. Впрочем, возможно, это только мое впечатление. Публика же неистовствовала! Роман показал себя и неплохим гитаристом, отыграв очень лирично на акустической гитаре вместе с Толкачевым практически первую в истории босса нову "Утро карнавала" Луиса Бонфа из фильма "Черный Орфей" (Господи, кто ее только не играл, включая "Мелодию" Гараняна!). Посмотрим, счастливый ли будет в дальнейшем альянс Ланкина и ТГУ-62, всегда испытывавшего дефицит в собственных вокалистах. Наконец, объявили самую главную, как оказалось, сенсацию вечера: детско-юношеский вокальный ансамбль "Синкопа" (наверное, больше в лексиконе джаза не нашлось других понятий женского рода, так как основу ансамбля составляют девочки), созданный при Доме ученых Академгородка (Томск, как и положено умному городу, имеет свой Академгородок). В ансамбле - восемь девочек, их возраст от 8 до 14 лет, и один паренек (словом, состав, как в известной присказке). Пестует коллектив весьма скромный человек, музыкальный педагог Надежда Баранова, которой по окончании выступления "Синкопы" даже догадались преподнести цветы. Вначале последовательно вышли три солистки "Синкопы": Катя Великохатская, Полина Свиридова и Ирина Госман. Каждая из них спела по одной "вечно зеленой" теме в сопровождении трио: Евгений Миронов - рояль, Виктор Королев - бас-гитара(!), Владимир Толкачев - ударные(!!). Такой состав был, очевидно, обусловлен необходимостью безукоризненной поддержки юных дарований. И эти дарования показали, что способны чувствовать джаз, вполне профессионально отработав пьесы на чужом языке. Особенно меня поразила Ирина, которая, выбрав довольно сложную в вокальном отношении песню Портера "Too Darn Hot", легко справилась не только с пропеванием английских слов, но и выдала свой, а не снятый у кого-то, скэт. Это вызвало потрясение и безудержный восторг собравшихся в зале!
Затем вышли шесть девочек и запели бессмертный гимн Альфа-банка "Go Down Moses". Старый спиричуэл был исполнен детскими голосами просто, без затей, но очень проникновенно и от всей детской души. Солировала Полина Свиридова, а вставку скэтом сделала все та же Ирочка Госман. Сопровождал пение саксофон-сопрано Толкачева, а в заключительных тактах присоединились тенор Панфилова и тромбон Егора Быкова. И, разумеется, вновь - гром аплодисментов! Следующий номер - "Blue Moon" Роджерса и Харта. У микрофонов выстроился весь детский ансамбль, но солисткой выступила самая юная и крохотная Машенька Шишкевич. Пение ее было непринужденно и непосредственно, с точным соответствием мелодии и тактам, как будто она пела про русскую елочку, а не про странную чужую голубую луну. Надо было видеть, как умилялся ее пению наш гость из Новосибирска, и, разумеется, весь зал. Остальные члены команды создавали "back ground". Где-то в средине номера Толкачев заставил каждого солиста пропеть несколько тактов скэтом. Было интересно смотреть и слушать, как каждый выходил из этой ситуации, не повторяя соседа. И все вышли с честью и собственным достоинством. Заключила всю песню Маша. Вы можете представить этот грохот оваций?!.. Завершила "Синкопа" свое выступление бессмертной "Chattanooga Choo-Choo". Солировал ее единственный юноша Александр, довольно точно воспроизводя слова и фразировку. И саксофон Панфилова зазвучал в соответствующий момент. А девочки с неподдельным энтузиазмом и темпераментом создавали такой вокальный драйв, описать который невозможно, как и то, что творилось в зале: Ансамбль не хотели отпускать, но это - их первое выступление на большой сцене, и девочки, конечно, очень устали и от пения, и от впечатлений. Хочется надеяться, что этот замечательный детский ансамбль не "засюсюкают", как это часто случалось, а будут продолжать с ним серьезную работу. Большинство солисток имеют хорошую вокальную потенцию, и, думаю, можно надеяться, что некоторые из них свяжут свою судьбу с "нашей" музыкой. Браво, "Синкопа"!!! Вторая часть концерта длилась 45 минут. Прозвучала чисто инструментальная музыка из произведений разных авторов: Стэн Гетц, Мэнни Элбэм, Эрик Диксон, Чико О'Фаррилл и даже Джим Моррисон. Оркестр играл великолепно, слаженно. Все-таки сказалось непосредственное участие мастера Владимира Толкачева. Неплохо было бы оркестру сохранить такую джазовую форму! Почти во всех инструментальных пьесах солистом был кемеровчанин Владимир Панфилов. (Кроме маэстро, конечно.) Он, как всегда, - искренний, горячий, неподражаемый. Жаль, только что незаурядным исполнителем он остается на периферийном уровне, хотя уже давно достоин самого широкого признания. Особая и безмерная благодарность - самому Владимиру Толкачеву. За его подвижническую работу с оркестром, с детьми, за незабываемый вечер, за полученное удовольствие от настоящего джаза: До следующей встречи, маэстро! Хотя бы... через год. Валерий Рыбаков,
Томск
|
||
© Полина "Даэвен" Свиридова & Евгений "Нокто" Курочкин 2006 г. |